Princess Serenity Kingdom
 Art: step by step

Пошаговый пример рисования.

Искусство - это форма коммуникации, в нашем случае - коммуникации визуальной. Послание может быть простым, например "Это лицо" или "Привет". Даже самый простой рисунок несет в себе какое-либо утверждение.

Приходилось ли вам выступать перед аудиторией? Не перед родными или друзьями, а перед людьми, которых вы раньше не встречали? Скорее всего да. Практически каждый имел дело с такими выступлениями в школе. И что же вы делаете, когда вам предстоит выступать перед большой аудиторией? То есть что отличает хорошего оратора? Вы...

1. ...выходите на трибуну без всякой подготовки и несете что вам в голову взбредет? Или...
2. ...сначала тщательно все подготовите, определите, что и как вы хотите сказать, чтобы донести свою мысль до аудитории?

Если вы не прирожденный импровизатор со стальными нервами, второй вариант будет единственно приемлемым выбором. Что верно для устного выступления, верно и для изобразительного искусства.

СОЗДАНИЕ МИСТИ

Я расскажу, как я нарисовал (по чьей-то просьбе) девушку по имени Мисти, и как я это сделал. К сожалению, впоследствии этот рисунок у меня украли. Хорошо что хоть рабочие эскизы сохранились.

ТАК ЧТО ЖЕ ВЫ ХОТИТЕ СКАЗАТЬ?

Многие начинающие художники не удосуживаются заложить какое-либо послание в свою работу. Это понятно. Они настолько сосредоточены на перенесении на бумагу хоть какого-то образа, что не задумываются о том, что же они хотели сказать. Перед началом работы, подумайте или даже запишите, что вы хотите от рисунка. Такое начало значительно воздействует на ваши дальнейшие действия и заставляет задуматься о своей работе и стать критиком самому себе.

В случае с Мисти послание было простым. Это должна была быть девушка, симпатичная, одетая в нечто средневековое, и нарисована она должна быть так, чтобы у мужчин при взгляде на нее возникали нездоровые мысли.

Что я мог сделать? Заказчик был парнем. Я прислушался к реву его гормонов. Теперь у меня была отправная точка. Поехали.

СКОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА ПРОЦЕССЕ

Творчество отнимает время. Дом не строят за ночь, дерево не вырастает за час, ребенок не рождается через несколько минут после зачатия. Так же и рисование. Сначала надо определиться со структурой. С позой. С композицией. Как же это сделать?

m0.gif (7131 bytes)

Делайте наброски. Много набросков. Помните мои слов про послание в рисунке? В изобразительном искусстве используется язык жестов и поз. Поиграйтесь с позами. На этом этапе картинка может быть самой примитивной, главное, чтобы она показывала сущность того, чего вы хотите от рисунка. В процессе у вас получится некий "скелет", на который вы впоследствии нарастите все остальное.

Примечание: приведенный здесь рисунок не имеет отношения к созданию Мисти. Ее наброски я потерял, но и вышеприведенный рисунок достаточно иллюстрирует мои мысли.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ СТАРЫЕ ЭСКИЗЫ ДЛЯ ВДОХНОВЕНИЯ

Это не необходимое условие, но иногда при "затыке" полезно иметь что-то, что поможет вам расшевелить воображение. Обязаны ли вы это делать? Нет. Более того, обычно я этого не делаю. Мне это представляются неким подобием костылей - но в жизни бывают ситуации, когда костыли необходимы...

m1.jpg (7389 bytes)

Этот рисунок был сделан просто так, когда я пытался поймать какую-нибудь идею. Когда я сейчас смотрю на этот набросок, то мне кажется, что все нужно было сделать по-другому. У лица просто нет той "ауры" которую оно должно было иметь по замыслу. И тем не менее, не смотря на то, что окончательный результат и не имел никакого отношения к этому эскизу, благодаря ему я двигался вперед, а не застрял на полдороге. Именно поэтому я остаюсь сторонником рисования "во что бы то ни стало" - если долго мучиться, что-нибудь получится, возможно, даже прежде чем вы сами это поймете.

Возможно, это начинает казаться вам каким-то Дзеном и посему раздражать... Ничего не поделаешь (а кому сейчас легко?) Рисование - это не математика или естественные науки, в которых следование какому-либо жестко описанному процессу обязательно приведет вас к определенному же легко предсказуемому результату. Да и как это может быть? В конце концов, за логику и творчество отвечают разные полушария головного мозга - левое за логику, правое за выражения чувств.

НУ ВОТ, НАКОНЕЦ ГОТОВО... Или нет?

Наконец, после долгих терзаний и уже поздно вечером, я решил, что дело сделано. Я перерисовал практически готовый рисунок на отдельный лист бумаги, намереваясь впоследствии его кое-где подправить и подчистить, и показал своему приятелю, который заказал рисунок.

m2.jpg (6263 bytes)

Нельзя сказать чтобы он был в восторге. В общем-то он был прав. Рисунок формально выполнял все его требования. Это была девушка. У нее был средневековый вид. Но оставалась одна проблема.

ЧТО-ТО БЫЛО НЕ ТАК!

Прежде чем продолжить, мне хотелось бы объяснить, что я имею в виду. В конце концов, когда художник на людях начинает выкрикивать что-то про "свое видение" и "чувственную ауру", публика, обычно не имеющая никакого опыта по части рисования, имеет досадную тенденцию...

1. ...считать его жеманным кривлякой. Или...
2. ...повторить п.1, но добавлять к этому язвительные замечания за спиной художника, а порой и перед его лицом.

Чтобы понять, что это за "аура" такая, давайте взглянем на всем известную "Кока-колу". В магазинах полно самых разных кол. Тем не менее многие люди предпочитают покупать именно "Кока-колу". Почему? Разве все эти сорта не одинаковы?

Еще пример, особенно для тех, кто действительно не видит никакой разницы. В восьмидесятых годах компания Кока-кола, находившаяся в жесткой конкуренции с Пепси, решила впервые за десятки лет изменить формулу своего напитка. Мало того, они решили полностью прекратить производство "старой" "Кока-колы". И что же случилось? Американцы попросту взбесились. Люди бойкотировали "Кока-колу". Все средства массовой информации были переполнены репортажами о раздосадованных потребителях. Началась компания массового протеста, люди писали петиции. Появились соответствующие анекдоты и шутки (так, в комиксах "Shatter" бутылка "старой" "Кока-колы" была очень дорогостоящей антикварной ценностью). Разумеется "Кока-кола" быстро вернула "старый" напиток на полки магазинов, но вышеприведенный пример прекрасно иллюстрирует "ауру" Кока-колы. Любые вещи (в этом случае, кола) могут выглядеть и пахнуть одинаково, иметь одинаковый вкус и быть одинаковыми на ощупь, но некие нюансы резко выделяют один объект (в этом случае. "Кока-колу") из ряда других, одинаковых с ним объектов (Пепси).

"Аура" - это то нечто, что оживляет объект, делает его более интересным. Настоящим. Это то, что дает объекту (в нашем случае - листу бумаги с несколькими карандашными отметками) иллюзию жизни. Мы не обращаем внимания на это нечто в своей обыденной жизни, хотя и ощущаем его присутствие на подсознательном уровне, и когда его нет, мы чувствуем это. Часто мы не можем понять, почему, и не можем этого объяснить. Когда "аура" есть, мы не замечаем ее, она воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Когда ее нет, мы чувствуем это и реагируем на это, хотя зачастую сами не можем понять, почему.

Как я уже сказал, рисунок выглядел "не так". Что же было "не так"? Я ведь нарисовал то, что мой приятель хотел, да? Все было на месте. Я выполнил все требования, ведь так? Проблема была в том, что рисунок был слишком пресный. Бездушный. Без "ауры". Посмотрите на позу. Поза абсолютно застывшая и безжизненная. Костюм похож на средневековый, но он некрасив, и, как и сама девушка, абсолютно не привлекателен на гормональном уровне. (Прошу прощения у читательниц, но в мудрости своей Господь создал нас с тестостероном, на счастье или на беду. Кроме того, чтобы окончательно свалить вину на кого-то другого, напомню, что я работал по заказу). Что же мне оставалось? Продолжать и пробовать снова и снова. Но теперь я уже был значительно ближе к желаемому результату, чем в самом начале.

ПЫТАТЬСЯ СНОВА И СНОВА, И НЕ ПЫТАТЬСЯ СДЕЛАТЬ ВСЕ СРАЗУ.

На этом этапе я решил поработать над костюмом. Конечно, я мог бы сначала потрудиться над позой, но я так устал от многочисленных попыток нарисовать фигуру, что решил поработать над чем-нибудь другим для перемены обстановки. И опять я не пытался сразу создать нечто законченное - просто что-то, что даст мне импульс и направление для дальнейшей работы.

m3.jpg (6877 bytes)

Вот что у меня получилось после нескольких первых попыток. Я не нарисовал лица, поскольку в этот момент оно меня пока не интересовало. Что я хотел получить, так это внешний вид костюма, достаточно подробный и содержательный для того, чтобы его имело смысл усовершенствовать в дальнейшем. (Как я уже говорил, я не рисовал лица. Лицо нарисовал мой коллега из компании, в которой я работал над 3D анимацией. Все это началось как соревнование на лучшее лицо для Мисти, в которое я вовлек всех остальных своих коллег, никто из которых не имел никакого опыта в рисовании до этого. То, что вы видите, было лучшим вариантом. Зачем я об этом рассказываю? Да просто так; но, по крайней мере, после этого соревнования прекратились шутки по поводу того, что не только они, но даже малолетние дети могут нарисовать "мультяшки" лучше, чем я.)

ЯЗЫК ПОЗ И ЖЕСТОВ (BODY LANGUAGE)

Костюм, по моему мнению, еще требовал доработки, но я решил пока заняться подбором правильной позы. Причина была в том, что я чувствовал что работа близится к концу, и решил на время отложить в сторону костюм, чтобы над ним поработало мое подсознание. У меня было чувство, что обязательно должна появиться какая-нибудь идея (причина не в генетических способностях. Мой мозг в конце концов сформировал некий образ, поскольку я постоянно думал о этом. Читатель, и ты можешь совершить подобное если будешь настойчив).

m4.jpg (12194 bytes)

Вот что у меня в конце концов получилось. Ну, не совсем это. Обратите внимание на невероятно жирные линии и овалы на этом рисунке. Это был некий начальный каркас, который я потом "оживлял". Я просто еще раз обвел некоторые линии, чтобы сканнер легче воспринял рисунок. Возможно, вы ничего в этом рисунке и не увидите, но я увидел. И вовсе не благодаря природной способности к рисованию. К тому времени я закончил несколько курсов по рисованию фигур и делал множество собственных набросков (у меня они сохранились в качестве доказательства), и все эти накопленные навыки в конце концов создали нечто вроде инстинктивного знания, благодаря которому я был способен визуализировать и построить пристойную форму. К моменту работы над этим рисунком у меня за плечами было три года художественного образования.

Так или иначе, после нескольких набросков (вроде тех, что вы видите на этой странице) я выбрал один из них и решил его несколько доработать. И это была не простая деталировка, скорее, построение фигуры от простого к сложному. По прошествии некоторого времени и после достаточной работы с ластиком я получил эту позу. как вы видите, на ней нет одежды. Это не потому, что я извращенец. Когда вы рисуете одежду, необходимо помнить одно очень важное обстоятельство. Не одежда определяет вид одежды. Особенности тела человека, которого вы "одеваете", задают внешний вид его одежды.

Попытка нарисовать одежду, не принимая во внимание позу и пропорции человека походят на попытку покрасить не построенный дом. Это НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Даже если что-то у вас и выйдет, это будет жалкое зрелище. Вообще-то, это не совсем так, но об этом я расскажу в следующей статье. Как бы то ни было, рисование одежды не так трудно, как кажется на первый взгляд. Множество супергероев марвеловских комиксов нарисованы в трико не только потому, что это выглядит более чувственно, но прежде всего потому, что эта одежда плотно прилегает и повторяет формы тела. Поэтому достаточно нарисовать голого героя и просто добавить чуть краски - и готово! Мгновенное трико. но если вы хотите нарисовать что-то другое, рисуйте более свободно вокруг фигуры и принимайте во внимание гравитацию. После того, как вы нарисовали неодетую фигуру, прикиньте, где материя костюма будет натягиваться, а где провисать, и рисуйте соответствующим образом. Также принимайте во внимание места, где материя будет образовывать складки на сгибах. И конечно, не убирайте далеко ластик. Позже я более подробно расскажу обо всем этом.

КАЛЬКА! ЛУЧШИЙ ДРУГ ХУДОЖНИКА!!!

В предыдущем эскизе мне удалось поймать правильную позу, или близкую к ней. Тем не менее, эскиз настолько замазан что дальше его улучшать уже невозможно. Пора перенести его на новый лист бумаги. Для этого я использовал кальку, перенеся на новый лист основные линии - пока без деталей. Я хотел иметь лишь основные контуры, чтобы было возможно поработать над ними без опасности затеряться среди всего того графического мусора, что заполнил предыдущий эскиз.

m5.jpg (8577 bytes)

Итак, кое-что о кальке. Не думайте, что она хороша лишь для изготовления точных копий. Калька - это прекрасный инструмент для тех, кто умеет ей творчески пользоваться. Позже поговорю об этом подробнее. В случае с этим рисунком я захотел улучшить позу. Сравните эту позу и позу на предыдущем эскизе. Вы заметите небольшие изменения углов головы, шеи, торса и ног. Изменения небольшие, но благодаря им картинка смотрится лучше. Как я это сделал? Мне нравилась поза на первоначальном эскизе, но мне хотелось ее немного улучшить. Поэтому я перевел часть рисунка, а потом поворачивал верхний рисунок на необходимые углы и допереводил отдельные части в желаемом виде. Получившийся эскиз пока не детализован, но зато он чист и более понятен. (Может показаться, что я использовал два листа, но на самом деле я использовал один большой лист. Он выглядит как два листа потому что мне пришлось сосканить его за два прохода).

ПОРА НАЧАТЬ ДЕТАЛИРОВКУ, А ЗАОДНО ЕЩЕ КОЕ-ЧТО ДОБАВИМ.

Итак, я перевел новый эскиз на новый лист кальки и уже его начал детализовать. У меня была фигура, и заодно я нарисовал, как на ней будет выглядеть одежда. Получилось неплохо. Можно было продолжать дальше, а в случае ошибки вернуться к первоначальному варианту. Я, правда, заметил одну проблему, в основном касавшуюся волос. То, как они выглядели сейчас, не производило совершенно никакого впечатления. Так что я решил добавить им волнистости. Вот теперь все выглядело просто прекрасно.

m6.jpg (13393 bytes)

Да, теперь все выглядело как надо. Я добавил кое-что тут, кое-что там, пару штрихов здесь, несколько линий там, кое-что подчистил, и т. д. Особо говорить не о чем, но все-таки пока рисунок еще не готов. Пора изготовить чистовой вариант и приготовить его к окраске. Может показаться, что его уже можно раскрашивать, но это потому, что рисунок был уменьшен в размерах, а при этом многие дефекты, заметные на крупном листе, пропадают. (иллюстраторы используют это в своей работе. Обычно они все делают в громадном масштабе, и при печати рисунки автоматически уменьшаются и выглядят гораздо более совершенными, чем в начале). И хотя многим показалось бы, что рисунок и так достаточно чист, а хотел почистить его еще просто для того, чтобы яснее видеть все линии при окраске. поэтому я вновь перенес его на новый лист бумаги.

ГОТОВО

Еще одна копия, и все готово.

m7.gif (7275 bytes)

Теперь рисунок следует перенести на более плотную бумагу, вроде художественного картона. Как это сделать? Воспользуйтесь светокопировальной установкой. В сущности это не что иное как прозрачный стол с сильной лампой под ним. Когда вы кладете исходный рисунок на стол, а поверх него - лист картона, и включаете лампу, то свет пройдет сквозь оба листа и ясно очертит линии копируемого рисунка. Это как смотреть на желток неразбитого яйца, поместив его между глазом и горящей свечой в темной комнате. Итак, с этого момента вы начинаете тонировать рисунок, и вскоре он готов.

Оценка времени, затраченного до этого момента: примерно 15 мин на грубые наброски, 1 час на первый эскиз, от 30 минут до 1 часа на придумывание костюма, 15-30 минут на внешний вид фигуры, и 1-2 часа на работу с калькой, чистку и доработки. Тонировка (и имейте в виду, я в этом деле неопытен) от 30 минут до 1 часа, причем тонировка делалась в расчете на последующее раскрашивание.
Размер рисунка: 14х17 дюймов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ну вот и все. Вот через что я прошел, чтобы получить готовый рисунок.

Я хотел бы показать вам и цветную часть, но, как я уже говорил, рисунок был украден до того, как я получил доступ к сканеру. У меня смешанные чувства к тому парню, что украл рисунок. С одной стороны, я его презираю, но с другой - я в чем-то ему благодарен. Я благодарен ему, потому что то, что он сделал, кое-что говорит о качестве моей работы. Если кто-то готов пуститься во все тяжкие, чтобы украсть нечто, что вы сделали, то, наверное, вы сделали это хорошо. Кроме того, благодаря ему мне теперь придется переделать многое с самого начала. Разрешите объяснить. когда я сейчас смотрю на рисунок, то вижу некоторые огрехи, которых я раньше не замечал. В свое время все выглядело замечательно, поскольку еще не были нанесены цвета, а сам я немного переработал и несколько торопил события по мере приближения к завершению работы. Голова слишком маленькая и меня это раздражает. Волосы слишком много закрывают. И потом, ее правая рука у локтя выглядит неестественно. У настоящей руки в таком положении никогда не будет такого расположения мышц. плюс к тому, нижний правый угол с точки зрения композиции просто пуст. Все остальное пространство чем-то заполнено, поэтому рисунок кажется неуравновешенным. Пожалуй, теперь я воспользуюсь компьютером для обработки этого изображения, ну, а если не получится - то тогда все с начала.

Ну а если вам интересно, почему мне не нравится парень. укравший мой рисунок... Раскрашивание заняло у меня 20 часов. Вы были бы несколько раздражены, если бы после стольких трудов их плод был бы похищен.

News Serial Pictures Music Video Manga Fanplace Other Links Main
TopList

Hosted by uCoz